В четверг 15 марта провели первое собрание общины св.
мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии после случившегося. Приехало 17
человек. Собрались в кафе. Помещение небольшое, столики маленькие. Официантки
сдвинули почти все столы в один ряд, мы расставили стулья и сели. Матушка вошла
чуть позже, говорит что вид был, как на Тайной вечере Леонардо.
Молодежь не выглядела растерянной или сомневающейся, скорее
удивленной. А вот прихожанки постарше приехали явно не в своей тарелке. Что-то
в их лицах выдавало глубокую растерянность и даже испуг. Прямо круги под
глазами, как будто человек плакал и только что успокоился. Никогда не видел их
такими, хотя времена у нас на приходе бывали разные. «Много вопросов, многое не
можем понять», говорили они. «Нам непонятно, какой теперь статус у вас,
непонятно, как теперь служить, как причащаться, ведь вы же не можете служить, а
можете ли вы соборовать?» Растерянные вопросы все сыпались и сыпались. Можно
было догадаться, что общение с той частью прихода, которая осталась в старом
храме, совершенно сбило их с толку и напугало. Особенно с одной, которая совсем
недавно исполняла послушание на свечном ящике в нашем храме и всегда таяла от
умиления при виде меня, а теперь активно «спасала всех от раскола».
«Задавайте вопросы, говорите обо всем, что вас смущает»,
- поощрял я их. Нам нужно было совершенно открыто представить себе, что с нами
происходит. Когда все выговорились, я даже не знал, с чего начать. Не ожидал,
что их введут в такое смущение.
«Церковь, это не столько молитва, сколько таинственная,
преображающая жизнь»,- начал я, - «главный вопрос, который стоит перед нами:
как мы сможем совершать таинства и жить этой таинственной жизнью Церкви
Христовой». Все были согласны, одобрительно закивали. «Вы все помните о.
Анатолия?». Конечно, многие познакомились с ним на тех украинских литургиях,
которые он служил. «О. Анатолий сейчас служит в УПЦ КП. Как вы думаете, он
живет полнотой таинственной христианской жизни?» Все утвердительно закивали. Мы
на приходе говорили об этом уже давно. Размышляли о верующих из УПЦ КП, РКЦ, УГКЦ,
УАПЦ, АПЦ и т. д. и видели, что эти люди живут с Христом. Для всех это было
очевидно.
«Когда о. Анатолия только запретили, он не знал, куда
идти, что предпринять. Епископ УГКЦ, владыка Степан благословил его причащаться
в храме у греко-католиков без всяких обязательств и он посещал службы там. Как
вы думаете, жил ли он полнотой благодатной жизни в это время?» Для всех ответ
был очевиден. Никто не сомневался.
«Мы с вами в чем-то виноваты? Может мы пренебрегли своими
обязанностями, может, перестали интересоваться верой, Евангелием, стали вредить
ближним. Есть ли повод для того, чтобы Бог отвернулся от нас? Мы вообще не
изменились: как ходили на службы, так и дальше собираемся ходить, как
вслушивались в Евангелие, чтобы понять, как нам жить, так и дальше будем
вслушиваться. Что мешает нам дальше жить церковной жизнью?» Все одобрительно
закивали. Возражений нет. Все стало проясняться.
Тогда я сказал: «Я хочу предложить план. Я встречался с
епископом Фотием из УПЦ КП. Он, ничего не требуя взамен, предложил поддержать
нас первое время, поэтому предоставил нам маленькую домовую церковь, чтобы мы
могли собираться там и служить. На престоле там есть антиминс, благословленный
епископом Фотием, поэтому и поминать будем его, но никаких решений о переходе
он от нас не требует. А для того, чтобы наша община освоилась в новом качестве
и смогла подумать о будущем, будем ездить всей общиной на богослужения других
христианских церквей и встречаться с их епископами, чтобы из первых рук узнать,
как живут христиане, от которых до сих пор мы были отделены. Пока продолжается
Великий пост, будем действовать так, а после Пасхи Христовой подумаем, что
делать дальше».
Разговор заключила одна прихожанка: «А я так думаю. Рано
или поздно в Украине будет одна украинская церковь. В каком бы состоянии мы ни
были все это время, мы в нее войдем. Мы и сейчас к ней принадлежим!» Ее
уверенность так на всех подействовала, что все расходились успокоенные и
улыбающиеся.
Официантки с удивлением смотрели на нас, люди за другими
столиками с интересом прислушивались к нашей беседе и теперь провожали
взглядами. Прихожане расходились в ожидании первой воскресной литургии в новой
церковной жизни.
Слава Богу!
ОтветитьУдалить